НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ МАШИНОСТРОЕНИЯ  им. А. Н. Подгорного

История и современность

Институт ведет свое начало с 1944 г., когда под руководством академика Г.Ф. Проскуры была организована Лаборатория проблем быстроходных машин и механизмов АН УССР.   В 1948 г. она была объединена с филиалом Института теплоэнергетики АН УССР, возглавляемым А.П. Филипповым – учеником Г.Ф. Проскуры. В 1954 г. лаборатория переименовалась в Лабораторию гидравлических машин. С 1964 г. по 1970 г. – это филиал Института механики АН УССР, а с 1970 г. по 1972 г. – филиал Института технической теплофизики АН УССР.

      Институт проблем машиностроения (ИПМаш) им. А.Н. Подгорного НАН Украины, созданный в 1972 г., является центром фундаментальных и прикладных научных исследований в области энергетики и машиностроения.

А.Н.Подгорный

     Первым директором ИПМаш НАН Украины до января 1996 г. был известный украинский ученый в области энергетического машиностроения, основатель нового научного направления по использованию водородной энергетики лауреат Государственной премии УССР в области науки и техники, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик НАН Украины Анатолий Николаевич Подгорный. В 1996 г. институту присвоено его имя.

      Историческое развитие и формирование основных научных направлений ИПМаш НАН Украины начинается со времени открытия в системе Академии наук УССР Института энергетики АН УССР в г. Харькове (Постановление СНК УССР от 16 ноября 1939 г.). Первыми работами в области общих проблем энергетики были исследования по вопросам энергоснабжения сельских районов Правобережной Украины на основе использования местных энергоресурсов. В довоенный период под руководством академика АН УССР Г.Ф. Проскуры успешно разработаны новые методы расчета гидромашин и принципы создания газотурбинных установок замкнутого цикла. В войну институт эвакуирован в г. Копейск Челябинской области и в г. Уфу, где в 1944 г. под руководством Г.Ф. Проскуры создана Лаборатория проблем быстроходных машин АН УССР. В мае 1947 г. решением Совета Министров УССР Институт энергетики АН УССР разделен на два самостоятельных института: Институт электротехники в г. Киеве и Институт теплоэнергетики с филиалом в г. Харькове.

      В 1948 г. Харьковский филиал Института теплоэнергетики после объединения с Лабораторией проблем быстроходных машин, которая на то время вернулась в Харьков из эвакуации, прекращает свое существование. Лаборатория становится самостоятельным учреждением академии наук. Под руководством Г.Ф. Проскуры здесь проводятся работы по конструированию газовых турбин, в частности по созданию нового цикла газовой турбины, который имел преимущества над другими открыто-закрытыми циклами и получил название «открыто-закрытый цикл АН УССР-1», также исследуются и разрабатываются газовые турбины для транспортных машин, теоретически обосновываются расчеты центробежных компрессоров, создаются осевые компрессоры газовых турбин.

      В 1955 г. Лаборатория быстроходных машин перепрофилирована в Лабораторию гидравлических машин АН УССР под руководством академика АН УССР А.П.Филиппова. В Лаборатории разработан новый метод расчета рабочих колес гидротурбин, на основе которого вместе с Харьковским турбинным заводом им. С.М. Кирова созданы рабочие колеса высоконапорных поворотно-лопастных гидротурбин и низконапорных турбин капсульного типа, рассчитаны и сконструированы рабочие колеса осевых гидротурбин в диапазоне напоров 20-90 м. Поворотно-лопастное колесо типа ПЛ-70/5а вошло в номенклатуру отечественных заводов гидромашиностроения и применено для ряда ГЭС (Вилюйской, Тхак-Ба, Хантайской и др.). Под руководством А.П. Филиппова создано новое научное направление, связанное с оценкой прочности элементов современных конструкций в условиях интенсивных статических и динамических нагрузок при учете высокотемпературных полей и влияния среды. А.П. Филиппов был одним из пионеров широкого использования численных методов и вычислительной техники для решения задач прочности в машиностроении и строительстве.

      В 1964 г. Лаборатория гидравлических машин прекращает свое существование как самостоятельное учреждение и превращается в Харьковский филиал Института механики /ХФ ИМ/ АН УССР, а затем в 1971 г. – в Харьковский филиал Института технической теплофизики /ХФ ИТТФ/ АН УССР.

      В 1972 году на базе ХФ ИТТФ АН УССР был создан Институт проблем машиностроения НАН Украины с целью научного сопровождения машиностроительной области, в частности энергомашиностроения, 90% предприятий которого было в то время размещено в городе Харькове.

Ю.М.Мацевитый

   С 1996 г. научный коллектив института возглавляет Ю.М. Мацевитый – академик НАН Украины, лауреат Государственной премии СССР и УССР в области науки и техники, лауреат премии им. Г.Ф. Проскуры и В.И. Толубинского, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат премии имени академика А.В. Лыкова НАН Беларуси, известный ученый в области теплофизики и теплоэнергетики.

   Сформированные известными украинскими учеными института академиками Г.Ф. Проскурой, А.П. Филипповым, Л.А. Шубенко-Шубиным, В.Л. Рвачевым, А.М. Подгорным, Ю.М. Мацевитым научные школы во многом определяют его основные научные направления.

  В настоящее время Институт проблем машиностроения им. А.М. Подгорного НАН Украины имеет 16 научных подразделений и отдел инновационного потенциала исследований, где работают 294 сотрудника, среди них один академик, четыре члена-корреспондента, 28 докторов и 64 кандидата наук.

      Учеными проводятся исследования по таким основным направлениям:
                     • оптимизация процессов в энергетических машинах и усовершенствование их конструкций;
                     • энергосберегающие технологии и объекты нетрадиционной энергетики;
                     • прогнозирование надежности, динамической прочности и ресурса энергетического оборудования;
                     • моделирование и компьютерные технологии в энергетическом машиностроении.

      ИПМаш НАН Украины принимал активное участие в формировании и реализации "Энергетической стратегии Украины до 2030 года", в разработке Государственной программы обеспечения технологической безопасности в основных отраслях экономики, Государственной и региональной программы «Ресурс», а также целевых академических программ, таких, как «Энергосбережение», «Интеграция», «Ресурс», «Биотоплива», программы по развитию водородной энергетики и др. В институте уделяется внимание созданию новейших машиностроительных и топливных технологий и внедрению в промышленность регионов идеологии «промышленного симбиоза». Для быстрейшего внедрения разработок в 2000 г. создан научно-технический концерн «ИПМаш НАН Украины», учредителями которого являются именно институт, ГП «Опытное производство» и СКТБ.

      Все без исключения научно-технические разработки соответствуют современному уровню науки и техники, реализованы на многих энергетических объектах и предприятиях Украины, таких, как Змиевская ТЭС, ПАО Харьковская ТЭЦ-5 и Киевская ТЭЦ-5, ОП «Запорожская ТЭС», Углегорская ТЭС, Каневская ГАЭС, Каховская ГЭС, ПАО "Турбоатом", АОЗТ "Днепропетровский завод "Темп", ХК "Лугансктепловоз", ПАО "Львовский химический завод", ОАО "Курс", ГП НПО "Хартрон", ГП завод "Электротяжмаш", ГП НИИ "Шторм", АНТК им. А. К. Антонова, ГКБ "Южное", КП «ХКБ двигателестроения», КП «Харьковский метрополитен», Восточно-Полтавское, Шебелинское и др. месторождения и т.п.

      В течение своего существования ИПМаш НАН Украины имеет многолетний опыт сотрудничества с зарубежными научными и промышленными организациями. Продолжается сотрудничество с такими учреждениями, как Институт проточных машин ПАН (Гданьск, Польша), Дрезденский технический университет «Институт вычислительной математики» (ФРГ), Будапештский университет технологий и экономики (Венгрия), Институт радиотехники и электроники РАН (г. Москва, РФ), Институт прикладной математики им. М. Келдыша РАН (г. Москва, РФ), Висконсинский университет (Мэдисон, США), Университет Банарас Хинди (Индия), ЗАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева (РФ), Военно-технологическая академия «Институт оптоэлектроники» (Варшава, Польша), научно-учебный комплекс «Информатика и системы управления» Московского государственного технологического университета им. М.Е. Баумана (РФ), Западночешский университет (Пльзень, ЧР), Порту INESC (Португалия), ТЭС г. Коннесвиль (США), ГЭС Тери (Индия) и Сальто-Гранд ГЭС (Аргентина), Главная Харбинская компания по освоению промышленной продукции по коммерции «Ха Чи» при Харбинском турбинном заводе (КНР), ООО Жаль ЭНЕРГО (Пльзень, ЧР), ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» (Рыбинск, РФ), ПОА НПО ЦКТИ (Санкт-Петербург, РФ), ОАО Полоцк-Стекловолокно (Полоцк, Беларусь).

      Ученые неоднократно принимали участие в разработках по международным грантам. Сотрудники института ежегодно принимают активное участие во многих международных конференциях, форумах, выставках и т.п.

      В ИПМаш НАН Украины работает докторантура и аспирантура, функционируют два специализированных ученых совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, издается международный научно-технический журнал «Проблемы машиностроения».

      Значимость тематики и уровень НИР, выполненных в институте, подтверждаются высокими государственными званиями и наградами. Среди них 25 ученых стали лауреатами Государственных премий СССР и УССР, 18 – лауреатами именных премий НАН Украины, 1 – лауреатом премии им. А.В. Лыкова НАН Беларуси и 2 – лауреатами премий НАН Украины, Беларуси и Молдовы, почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Украины» присвоено 4 сотрудникам. Директор института – академик НАН Украины Мацевитый Юрий Михайлович в 2008 г. награжден орденом Князя Ярослава Мудрого V степени, в 2015 г. он стал Почетным гражданином города Харькова.

      Институт прилагает немалые усилия по усилению связей между научными учреждениями и высшими учебными заведениями г. Харькова. Примером этого является созданный физико-энергетический факультет двойного подчинения (Институту высоких технологий ХНУ и ИПМаш НАН Украины) в составе трех кафедр: физики нетрадиционных энерготехнологий и экологии, теплофизики и молекулярной физики, информационных технологий. Кроме того, на базе инженерно-физического факультета НТУ «ХПИ» и ИПМаш НАН Украины создана общая кафедра гидроаэромеханики и тепломассообмена. По инициативе института впервые в Украине создан и официально зарегистрирован в 2003 г. академический научно-образовательный комплекс (АНОК) «Ресурс» для сквозной подготовки научных кадров от школьной скамьи (академического лицея) до аспирантуры и докторантуры. В его состав, кроме ИПМаш НАН Украины, входят ННЦ ХФТИ и восемь ведущих вузов Харькова. Комплекс имеет большие перспективы для решения общегосударственных вопросов интеграции науки и образования.

      В рамках развития этого направления на базе АНОК «Ресурс» в 2012 г. создан Научный парк (НП) «Наукоград-Харьков». Цель – интеграция научного, образовательного и промышленного потенциалов Харькова для реализации инновационного пути развития экономики региона и государства в целом. Партнерами НП является ПАО «Турбоатом» и ГП завод «Электротяжмаш», ХГАПП, ГП ХМЗ «ФЭД», ГП «Завод им. Малышева», а также академические институты и другие организации, не вошедшие в АНОК.

      Инновационная программа НП включает около 250 проектов по приоритетным направлениям экономического развития:
                  • тепловая энергетика;
                  • ядерная энергетика и радиационные технологии;
                  • машиностроение и высокие машиностроительные технологии;
                  • энергоэффективность и ресурсосбережение;
                  • топливные технологии;
                  • техногенная безопасность;
                  • нетрадиционная энергетика и альтернативные источники энергии;
                  • физика твердого тела, материаловедение и нанотехнологии;
                  • физика низких температур и низкотемпературные технологии;
                  • жилищно-коммунальное хозяйство;
                  • информационные технологии;
                  • строительный комплекс;
                  • транспорт;
                  • технологии и оборудование двойного назначения.

      Примером деятельности НП является реализация проектов по направлениям: модернизация объектов ТЭС и ТЭЦ, энергоэффективность и ресурсосбережение, технологии машиностроения, топливные, экологические технологии и утилизация отходов.

      НП большое внимание уделяет международному сотрудничеству с прямыми двусторонними контактами. Примером тому является сотрудничество ИПМаш НАН Украины и ИМАШ РАН (РФ) над выполнением совместных проектов в рамках объявленных программ сотрудничества между академиями, фондами фундаментальных исследований, между государствами СНГ, а также в рамках программ ЕС.

      Институт инициировал в рамках НП «Наукоград-Харьков» формирование ряда новых инновационных структур (технологические платформы и кластеры) национального и международного уровней с включением в них организаций, имеющих научно-технический задел и сохранивших кооперационные связи.

      Начаты работы по формированию 4-х национальных технологических платформ: экологически чистая энергетика высокой эффективности; топливные технологи; высокие технологии машиностроения; утилизация отходов и экология, а также по созданию инновационных кластеров: энергетическое машиностроение и аэрокосмический.