История

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА

 

Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (ИПМаш) является ведущим центром фундаментальных и прикладных научных исследований в области энергетики и машиностроения.

Институт ведет свой исторический отсчет с 1939 г., Когда в Харькове по инициативе академиков АН УССР В. Н. Хрущева и Г. Ф. Проскуры был создан институт энергетики АН УССР.

Начало такой ячейки научно-исследовательской деятельности в области энергетики, электротехники и энергетического машиностроения именно в Харькове соответствовало запросам того времени, ведь город уже тогда стал крупным отечественным машиностроительным и научным центром. Вследствие ряда организационных и географических трансформаций, связанных с работой ученых в военное время, в Харьков в 1948 г. вернулась группа под руководством академика Г. Ф. Проскуры, которая составила коллектив Лаборатории быстроходных машин и механизмов АН УССР. С 1954 г. лабораторию возглавил его ученик — академик АН УССР А. П. Филиппов. В 1955 г. название лаборатории было изменено на Лабораторию гидравлических машин, в 1964 г. реорганизован в филиал Института механики АН УССР, а с 1970 г. — в филиал Института технической теплофизики АН УССР. Его руководителем в 1971 г. стал молодой, талантливый доктор технических наук (впоследствии академик НАН Украины) А. Н. Подгорный, благодаря инициативе которого в 1972 г. этот филиал был преобразован в Институт проблем машиностроения АН УССР. В 1996 г. институту в честь основателя и первого директора присвоено имя А. Н. Подгорного.

История ИПМаш НАН Украины связана с известными украинскими учеными — академиками Г. Ф. Проскурой, А. П. Филипповым, А. Н. Подгорным, Л. А. Шубенко-Шубиным, В. Л. Рвачевым, Ю. М. Мацевитым , деятельность которых ознаменовалась формированием научных школ, во многом способствовало определению научной направленности института.

Академик Г. Ф. Проскура — известный ученый в области прикладной гидроаэродинамики. Он является одним из основоположников развития теории пропеллерных турбин и насосов. С его именем связано становление авиации в Украине. Ядро созданной им в Харькове школы гидромеханики и профилирования лопастных машин составляли такие известные специалисты, как Д. Я. Алексапольський, В. М. Ершов, А. А. Коротков, Ю. С. Лейтес и др. Научные исследования возглавляемые Г. Ф. Проскурой Лаборатории быстроходных машин и механизмов в области физических процессов, происходящих при работе гидравлических и газовых турбин, насосов, гидравлических передач и т.д., имели не только фундаментальный характер, но и большое прикладное значение — результаты проверялись на практике и были важны для страны, ведь их внедрение способствовало возрождению и развитию экономики, разрушенной войной.

 

Под руководством ученика Г. Ф. Проскуры, академика А. П. Филиппова — известного ученого в области теоретической и прикладной механики — в Харькове впервые в Украине создается школа механиков-энергомашиностроителей, которая развивает многочисленные методы расчета машиностроительных конструкций с использованием ЭВМ. Продолжение и углубление этих работ было вызвано необходимостью уменьшения металлоемкости и увеличения надежности и ресурса машин. Это направление продолжает развиваться в работах его коллег и учеников — В. М. Булгакова, В. С. Гонткевича, Б. Я. Кантора, В. М. Миткевича и др.

 

Академиком Л. А. Шубенко-Шубиным — одним из научных лидеров в области энергомашиностроения — создана школа по оптимизации процессов и элементов конструкций турбоустановок для электростанций на ядерном и органическом топливе методами математического и физического моделирования с переходом на проектирование с применением ЭВМ. Работы в этом направлении проводили Ю. М. Дедусенко, А. А. Палагин, Д. А. Переверзев, В.Ф. Познахирев, А. А. Тарелин, А. Л. Шубенко и др.

 

 

 

 

С приходом в учреждение талантливого ученого, доктора физико-математических наук (впоследствии академика АН УССР) В. Л. Рвачева создается школа математического моделирования физических процессов, в которой развиваются эффективные методы решения краевых задач теории сплошной среды для областей любой геометрической сложности.

 

 

 

Ученик А. П. Филиппова и первый директор ИПМаш АН УССР — А. Н. Подгорный направил свои усилия, в первую очередь, на развитие существующих научных школ и на привлечение первоклассных специалистов. Именно благодаря его усилиям филиал Института технической теплофизики был реорганизован в самостоятельный академический институт. В учреждение пришли и возглавили научные отделы талантливые ученые — доктора технических наук А. Е. Божко, А. П. Кудряш, Ю. М. Мацевитый, Г. А. Соколовский, Ю. Г. Стоян, которые активно включились в развитие научных направлений института.

 

 

 

Так, под руководством Ю. М. Мацевитым (впоследствии академика НАН Украины, второго директора ИПМаш) в рамках научного направления с математического и физического моделирования была создана научная школа теплофизиков — специалистов в области нелинейных и обратных задач теплопроводности. Ее представители начали разрабатывать оригинальную методологию аналогового и численного моделирования, идентификации и оптимизации теплофизических процессов в энергетическом оборудовании и других технических объектах.

К тому времени ИПМаш АН УССР превратился в мощный научно-технический комплекс, в состав которого входил собственно институт, специальное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ) и опытное производство (ОП). Пика своего развития институт достиг в 80-х годах прошлого века, когда в четырех его отделениях, включавших 16 научных отделов, работало 585 сотрудников (вместе с ОП и СКТБ — 1280 человек). Большое внимание уделялось подготовке научных кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. В институте функционировало два специализированных ученых совета по защите докторских и кандидатских диссертаций и четыре научно-технических проблемных совета. Ежегодно в аспирантуре обучалось около 50 аспирантов. Неуклонно росло число докторов, подготовленных из числа сотрудников института.

В институте функционировали отделения:

  • энергетических машин — руководитель Л. А. Шубенко-Шубин;
  • двигателей и перспективных источников энергии — руководитель А. Н. Подгорный;
  • прочности и надежности — руководитель А. П. Филиппов;
  • математического и физического моделирования — руководитель В. Л. Рвачев.

Институт во все годы своего существования так же, как и учреждения — его предшественники, всегда находился на передовых рубежах отечественной науки. Его сотрудники живо реагировали на требования времени, на задачи, возникающие в связи с бурным развитием машиностроительного комплекса страны, и всегда решали их на самом высоком научном уровне. Так было и в 50-е годы ХХ века, когда развернулось строительство гидроэлектростанций и стране нужны были новые гидротурбины, и в 60-е, когда остро встали вопросы совершенствования паровых и газовых турбин и методов их проектирования, и в 70-е, когда человечество задумалось над исчерпаемостью углеводородов полезных ископаемых и возникла проблема поиска альтернативных энерготехнологий, и в 80-е, когда были поставлены задачи продления сроков службы работающих энергоблоков и очень важным стало их диагностирование и прогнозирование остаточного ресурса, и в 90-е годы, и сейчас, когда первоочередными были и остаются вопросы энергонезависимости и устойчивого функционирования энергетической отрасли страны.